Исходное название заметки было «Плохому дизайнеру клиент мешает», но написать заметку хотелось вовсе не про плохого, а про хорошего дизайнера.

Веб-дизайнеры эволюционировали и теперь умеют больше, чем просто получить список правок от клиента и двигать кнопки на 2px. Когда-то я был дизайнером, теперь – заказчик. Поэтому точно знаю, что в первую очередь ищу в дизайнере.

Итак, хороший дизайнер…

 1. Спросит, кто будет пользоваться этим сервисом

Представьте, вам звонит мама и спрашивает, где находится кнопка отправки сообщения в Одноклассниках. Оказалось, ночью был обновлён дизайн в плоском трендовом стиле и дизайнеры сделали контурную кнопку:

Кто такой хороший дизайнер

Но мама не распознала кнопку в этом милом прямоугольнике.

Дизайнер всегда помнит, кто будет пользоваться его творением. Если он совсем молодец, проведёт исследование и составит персон, чтобы чётко представлять себе пользователей:

2. Изучит предметную область

За время своей работы мне приходилось становиться брокером, менеджером по персоналу, менеджером по закупкам, киноманом, пациентом в американской клинике, неудовлетворённым мужиком, менеджером по продажам, финансовым аналитиком, футбольным фанатом… Всего не перечислишь. Сколько проектов, столько получал новых знаний – как актёр, который готовится к роли.

Изучив мир представителей аудитории, знаешь, чего нужно избегать, а к чему стремиться. Изучив язык, на котором общаются в том мире, знаешь, как общаться с аудиторией.

3. Будет дотошно выпрашивать требования и сам их собирать

В моих первых проектах на фрилансе требования приходили во время процесса. И потом моя неопытность вылазила мне боком. Например, на каком-то этапе клиент захотел сделать адаптивный дизайн. Это означало, что необходимо всё переделать. А стоимость проекта была фиксированной. Не знаю, как у меня получилось, но обсудив несколько раз этот вопрос с клиентом, договорились делать первый дизайн без адаптивности. Так мы сможем проверить после первого запуска, нужна ли адаптивность и как она должна работать.

Со временем стал составлять документ со списком требований, который составлял настолько дотошно, насколько это возможно. Проверял необходимость тех или иных возможностей и полюбил LEAN (создание минимального рабочего продукта и постепенное его развитие/адаптация под рыночные/пользовательские требования).

Чем больше требований (в адекватных объёмах):

  • тем чётче дизайнер видит итоговую «картину»;
  • тем меньше вероятность сорвать сроки, которые часто важны для заказчика;
  • тем меньше конфликтов с заказчиком.

В первую очередь это касается: платформы, размеров экрана, возможности системы, брендовой палитры, особые пожелания клиента – специфика бизнеса.

Есть 3 основных типа требований:

  • технические;
  • бизнеса;
  • пользователей.

Также сюда могут быть добавлены, например, требования контента.

4. Рисует сначала на бумаге

Во время общения с клиентом у меня всегда под рукой был блокнот и карандаш. Даже при общении по skype’у. Во время такого общения есть возможность сразу же приступить к дизайну: зарисовать элементы интерфейса и объяснить их клиенту. Это моментальная обратная связь. К тому же даёт лучшие рекомендации. При общении с team lead’ом сразу определяются технические требования к UI.

Эффективность скетчирования доказана уже не раз:

  • помогает обмениваться мыслями и идеями с клиентом и членами команды;
  • быстрый поиск интерфейсного решения;
  • легче редактировать, чем в программе (любой).

5. Постоянно вовлекает клиента и не спрашивает «Нравится?»

Дизайнер: Решил, сделать счётчик запросов более заметным. Он влияет на решение пользователя и поэтому важен на этой странице. Считаете удачным такое решение?

Клиент: Не совсем. Он серый. Я не люблю серый. Сделай его девственно жёлтым. (Чуточку дизайнерского юмора.)

Клиентом быть не просто, если у него хороший дизайнер. Но в итоге будет качественный продукт. Любое недопонимание должно стать вопросом клиенту. При работе с другими дизайнерами замечал, что те часто делают так, как считают нужным. Шансы сделать правильно, мягко говоря – 50/50.

Так же и с готовыми макетами. Лучше сразу их презентовать с вопросами и желательно лично.

У дизайнера есть кармическое заклинание. Как только спросит «Нравится?», он попадает в петлю Мёбиуса. Клиенту дали разрешение на творчество. И тогда будет и девственно жёлтый, и 1% серого, и ещё много другого материала для Clients From Hell. Исправить ситуацию будет сложно.

6. Задаёт вопрос «Зачем?»

Клиент: Давай сделаем страницу оплаты нестандартной. Не как у всех.

Дизайнер: Зачем?

Клиент: Потому что это будет круто! Всем уже надоели стандартные элементы.

Дизайнер: Ваши пользователи – мужчины и женщины от 36 лет до 45. Они взрослые. Им ближе постоянство и стабильность. Они не настолько открыты к чему-то новому, как те, кто помоложе. Кроме этого, страница оплаты – ключевая для конверсии. Нет смысла рисковать показателями ради нестандартного подхода. Это первая версия страницы. В дальнейшем необходимо будет следить за показателями, собирать данные и тогда уже делать выводы.

Клиент: Ла-а-а-адно.

Дизайнер обязан жить проектом, иначе будет не чудо-ребёнок, а проект-выкидыш. Не должен быть безразличен к функциональности и внешнему виду.

Если функциональность необходима, но внешне выходит не так привлекательно, дизайнер ищет компромисс. Снова таки привлекая клиента. И пользователя… (Об этом идёт речь в пункте №7.)

Владелец продукта – огромный кладезь информации.

7. Общается с пользователями

Клиент: На этой странице не понятно, куда попал пользователь и что он должен сделать.

Дизайнер: Проведем тестирование с помощью теста на пять секунд.

Дизайнер: 26 из 32 пользователей правильно ответили на вопросы: что это за страница и что на ней можно сделать.

Клиент: Отлично. Но сценарий покупки до сих пор сложный.

Дизайнер: Я приглашу 6-8 представителей пользователей и в течение недели мы проведем с ними простое юзабилити-тестирование. Вы должны присутствовать. У нас есть на это время и немного средств для их привлечения?

Есть такая практика — делать продукт для себя. В большинстве случаев продукт создается для пользователей. Привлечение на разных этапах конечных пользователей добавляет проекту кармы, разрешает споры и приближает к идеалу (абсолютного идеала не бывает).

8. Делает всё необходимое для сопровождения проекта

Дизайнер нарисовал красивую выезжающую панель. Когда она выезжает, другие области меняют свой размер. Рассказал, почему необходимо именно так. Показал пример на другом сайте. Клиент дал согласие. Макеты верстают, добавлены скрипты для динамики. Но что-то панель ведёт себя не так, как показывал дизайнер. Найти пример сайта уже невозможно, а дизайнер уехал на неделю в отпуск кататься на лыжах. Терпимая ситуация. Но она бы не возникла, если дизайнер изначально сделал бы видео анимации этой панели.

Также важно умение придираться к своим решениям.

Дизайнер прислал макет. Вместо заголовка аккуратный «Lorem ipsum» в одну строку, иллюстрации – отретушированные фотогафии из Интернета с квадратным кадрированием. Проект запущен. Вроде бы «Ура! Ура! Ура!», но заголовки полезли на вторую строку, иллюстрации вертикальные и горизонтальные. И каждый понимает, почему так вышло. Поэтому дизайнер проверяет свой дизайн на реальных данных.

Хороший дизайнер

К таким же вспомогательным элементам можно отнести:

  • карту сайта;
  • схема навигационных переходов;
  • UI элементы во всех состояниях;
  • и т.д.

Заключение

Также можно добавить:

  • постоянное стремление знать и уметь больше, чем вчера;
  • видеть в верстальщике друга, а не того, кто всегда портит красивую картинку – уметь договариваться;
  • знать английский язык;
  • уметь вести аргументированную дискуссию;
  • не бояться провалов и провалившегося варианта дизайна;
  • уметь пользоваться системами сбора аналитических данных и правильно понимать данные статистики;
  • и обладать хорошим чувством юмора 🙂

Я прекрасно понимаю, что описал специалиста-чупакабру, которого в природе может не существовать. Но специалисты, которые близки к такому, существуют. Эти пункты будут отличным чек-листом при поиске дизайнера в свой проект. А тем, кто спрашивает о направлении для развития – чек-лист по темам для изучения.

Всем хороших дизайнеров и отличных клиентов!
Интересная статья, которая дополнит: Google Ventures On 12 Shortcuts Designers Should Never Take

*

code

  1. GreggPoems
    Окт 14, 2019

    Спасибо

    Reply